ЕДИНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Регистрация  |  Забыли пароль?
Вход

Региональная концепция

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в Кабардино-Балкарской Республике на 2019-2024 годы

Утверждена приказом № 108 от 04.02.2019 г.

 

1. Общие положения

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи, направления, мероприятия по развитию школьных библиотек, школьных информационнобиблиотечных центров (далее - ШИБЦ) организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы, в Кабардино-Балкарской Республике.

Правовой основой Концепции являются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ;

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-Ф3;

Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ;

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № 996-р;

Концепция дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

15.06.2016 № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

Реализация Концепции позволит создать условия для развития инфраструктуры общеобразовательных организаций республики, формирования единого информационно-библиотечного пространства в соответствии с современными требованиями, комплексной поддержки республиканской сети школьных библиотек и информационно-библиотечных центров.

2. Анализ состояния школьных библиотек Кабардино-Балкарской Республики

В настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике в 265 (100%) общеобразовательных организациях функционируют библиотеки, в которых имеется 3107 посадочных мест для пользователей, в том числе 453 оснащены персональными компьютерами, 388 из них имеют доступ к сети Интернет. В 74 библиотеках действует электронный каталог. Численность зарегистрированных читателей - 84972 человека; количество посещений в течение года - более 700 тысяч человек. Фонд учебной литературы составляет 887558 экземпляров, включая электронные; пополняется систематически, в том числе через автоматизированную систему (АИС) заказа учебников; художественной и справочной литературы, словарей и энциклопедий - 1290285 экземпляров, в том числе электронных версий.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования школьная библиотека является значимой инфраструктурой учебно-воспитательного процесса, что меняет статус школьной библиотеки и, как следствие, профессиональные требования к сотрудникам.

Мониторинг кадрового состава и деятельности школьных библиотек показал, что отсутствует норматив штатных единиц в школьных библиотеках, вследствие чего возникает проблема при определении функционала сотрудников, особенно в условиях сельской малокомплектной школы, где функционал педагога-библиотекаря исполняют другие категории педагогических работников, учителя-предметники на часть ставки (от 0,25 до 0,8). Все школьные библиотеки республики подключены к сети Интернет.

Анализ деятельности и кадрового обеспечения школьных библиотек выявил следующие проблемы:

недостаточность целевых средств на ежегодное пополнение фондов школьных библиотек учебной литературой;

существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует современным требованиям;

материально-техническое оснащение и информационно-ресурсное обеспечение школьных библиотек не соответствуют требованиям для эффективной организации образовательного процесса;

качество книжных фондов школьных библиотек не в полной мере отражает современные тенденции организации образовательного процесса и содержания социального заказа;

недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам снижает возможности пользования текстами художественных произведений, профессиональными базами данных, информационными справочными и поисковыми системами, а также иными информационными ресурсами;

низкая скорость Интернет-соединения затрудняет доступ к электронным информационно-библиотечным ресурсам, использование электронного контента;

уровень профессиональной подготовки работников школьных библиотек не позволяет им использовать новые информационные технологии, практически применять современные технические средства;

Решение обозначенных проблем позволит позиционировать школьную библиотеку как общедоступный, открытый, технически оснащенный центр дополнительного образования, интеллектуальную базу внеурочной жизни всего школьного сообщества, обеспечит условия для реализации ФГОС общего образования.

3. Цели и задачи Концепции

Цель Концепции:

трансформация школьных библиотек в школьные информационнобиблиотечные центры как один из основных инструментов развития инфраструктуры общеобразовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания в соответствии с ФГОС общего образования.

Задачи Концепции:

создание и развитие школьных информационно-библиотечных центров для комплексной поддержки образовательной и воспитательной деятельности общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

обновление нормативно-правового, методического, материально-технического, информационно-ресурсного программного обеспечения и совершенствование кадрового потенциала школьных библиотек и информационно-библиотечных центров;

разработка и внедрение вариативных моделей информационнобиблиотечных центров на всех уровнях;

формирование и развитие сетевого взаимодействия, кооперации, интеграции и координации деятельности библиотек общеобразовательных организаций и библиотек системы Минкультуры КБР;

реализация федеральных и республиканских программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

создание условий для непрерывного системного повышения профессионального уровня сотрудников школьных библиотек и информационно-библиотечных центров.

4. Основные направлении реализации Концепции

В части совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность школьных информационно-библиотечных центров, разработать:

примерное положение о ШИБЦ общеобразовательной организации, определяющее его роль и задачи;

типовую структуру и типовое штатное расписание ШИБЦ общеобразовательной организации;

примерные должностные инструкции работников ШИБЦ общеобразовательной организации.

В части развития кадрового обеспечения:

определить регионального оператора информационно-методического сопровождения деятельности школьных информационно-библиотечных центров;

совершенствовать содержание программ переподготовки и повышения квалификации работников школьных библиотек и информационнобиблиотечных центров;

обеспечить модернизацию системы непрерывного образования, ориентированную на методическую, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей, включая освоение ими современных библиотечных, культурологических, педагогических и информационных технологий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

создать сетевое профессиональное сообщество работников школьных библиотек и информационно-библиотечных центров.

В части материально-технического обеспечения в каждом ШИБЦ общеобразовательной организации:

создать или передать в пользование ШИБЦ помещения, оборудованные согласно современным требованиям технического оснащения, предусматривающие пространственно-обособленные зоны различных типов для хранения и обработки фондов, работы с читателями, проведения мероприятий и т.д.;

актуализировать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые/электронные), способствующие

реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению коллективных и индивидуальных проектов, а также личностному росту читателей и педагогов;

создать пространственно-обособленные зоны различных типов для организации разноформатной деятельности обучающихся:

  • зона для получения информационных ресурсов во временное пользование
  • зона для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей
  • зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства © презентационная зона для организации выставок и экспозиций
  • рекреационная зона для разнообразного досуга и проведения мероприятий

обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к ресурсам учебного назначения, ресурсам ведущих федеральных и региональных библиотек с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав и т.д.

разработать и внедрить финансовые механизмы оснащения школьных информационно-библиотечных центров современным цифровым оборудованием.

В части информационно-ресурсного обеспечения:

разработать финансовые механизмы пополнения фондов школьных информационно-библиотечных центров печатными изданиями,

электронными информационными и образовательными ресурсами, в том числе мультимедийными и интерактивными;

обеспечить централизованную каталогизацию фондов печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования;

разработать механизмы привлечения к созданию, актуализации и экспертизе контента школьных библиотек участников образовательной деятельности, а также общественные и некоммерческие организации.

5. Механизм реализации Концепции

В Концепции представлены наиболее общие направления и идеи развития школьных библиотек и информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций республики на 2019-2024 годы.

Реализация Концепции позволит создать единое информационно-образовательное пространство, обеспечивающее современные условия и инфраструктуру для постоянного расширения содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной и воспитательной деятельности.

Планируемый механизм реализации настоящей Концепции -выполнение плана мероприятий («дорожной карты») реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, включение в целевые республиканские программы и проекты, программы развития общеобразовательных организаций соответствующих мероприятий,

финансируемых за счет федерального, республиканского, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

Для реализации Концепции необходимо создать единую республиканскую автоматизированную информационно-библиотечную систему, имеющую вертикальную и горизонтальную модель взаимодействия.

Вертикальная кооперация позволит осуществить разработку, апробацию и распространение образовательных моделей и практик, создаваемых педагогическим сообществом, и поддерживать единство, полноту и актуальность нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, программного и информационноресурсного обеспечения ШИБЦ на всей территории республики.

Горизонтальная кооперация школьных информационнобиблиотечных центров обеспечит совместную реализацию образовательного процесса несколькими образовательными организациями, в частности, выполнение учебно-исследовательских проектов и проведение внеурочных мероприятий культурно-просветительского, гражданско-патриотического и информационно-развлекательного характера. Горизонтальная кооперация позволит расширить образовательный контент, создаст условия для обмена методическими разработками педагогов.

Субъектами единой библиотечной системы республики будут выступать республиканский информационно-библиотечный центр, муниципальные информационно-библиотечные центры, школьные информационно-библиотечные центры.

Республиканский и муниципальный уровни реализации Концепции предусматривают:

обновление нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность школьных библиотек и информационно-библиотечных центров в современных условиях;

материально-техническое и информационно-ресурсное оснащение школьных библиотек и информационно-библиотечных центров, обеспечивающее возможность реализации настоящей Концепции;

организация ежегодного мониторинга деятельности школьных библиотек и информационно-библиотечных центров;

разработка и реализация проектов развития системы повышения квалификации школьных библиотекарей и педагогов-библиотекарей, отвечающей современным требованиям;

обеспечение методического сопровождения деятельности школьных библиотек и информационно-библиотечных центров;

финансовое обеспечение комплектования основных фондов школьных библиотек и информационно-библиотечных центров;

развитие социального партнерства школьных библиотек и информационно-библиотечных центров с учреждениями культуры и общественными организациями;

содействие объединению школьных библиотекарей в профессиональные сообщества (региональное представительство РШБА);

создание республиканской автоматизированной информационно-библиотечной системы и регионального информационно-библиотечного центра.

Реализация Концепции на уровне общеобразовательной организации предусматривает:

обновление нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность школьных библиотек и информационно-библиотечных центров в современных условиях в соответствии с Уставом и программой развития организации;

выделение финансовых средств на организацию деятельности школьной библиотеки, комплектование учебных и основных фондов;

оборудование в школьных библиотеках и информационнобиблиотечных центрах пространственно-обособленных зон различных типов;

создание условий для доступа к электронным (цифровым) библиотекам;

оснащение школьных библиотек и информационно-библиотечных центров автоматизированной информационно-библиотечной системой (АИБС), автоматизированными рабочими местами библиотекаря, пользователей, а также мультимедийной и компьютерной техникой;

содействие в переподготовке и повышении квалификации сотрудников школьных библиотек;

участие в проектах и программах, направленных на формирование культуры чтения всех участников образовательных отношений.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит:

создание условий (материально-технических и информационнометодических) для трансформации школьных библиотек в ШИБЦ, что будет способствовать повышению качества преподавания и изучения всех учебных предметов в соответствии с ФГОС общего образования;

формирование единого информационно-библиотечного пространства, предоставляющего необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной и воспитательной деятельности.

Настоящая Концепция реализует не только обучающую, но и воспитательную, информационно-методическую, культурнопросветительскую, профориентационную и досугообеспечивающую функции деятельности школьных информационно-библиотечных центров.


ФайлРазмер файлаДата загрузки
Приказ № 108 от 04.02.2019 г.pdf
8.61 Мб02.04.2019 12:54:03

Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс