ЕДИНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Регистрация  |  Забыли пароль?
Вход
ФорумСетевые профессиональные сообществаБиология

Давайте обсудим проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология»

Казанчева В. С.
Сообщений: 9
16.05.2019 11:58:14
Казанчева В. С.
Сообщений: 9
16.05.2019 11:59:32

Предмет «Биология» занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования. Особенностью биологии является то, что ее объекты, будучи живыми существами, являются одновременно и её субъектами. Это придает биологии привлекательность и служит залогом личного и общественного интереса к ней.

Особенностью биологии является не только то, что она позволяет лучше узнать окружающую природу, но и то, что она служит основой для медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, экологии, занимающих все более важную роль в нашей повседневной жизни.

Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования. Общее биологическое образование должно быть ориентировано на:

−формирование понимания жизни как величайшей ценности, составляющего основу гуманистического мировоззрения;

−формирование представлений о научной картине мира, составляющих основу научного мировоззрения;

−овладение учащимися системой знаний о живой природе, умениями преобразовывать и применять эти знания в повседневной жизни;

−становление основ экологической культуры, здорового образа жизни, соблюдение гигиенических норм и правил;

−овладение практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни, продолжению образования, трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования.

Внимательно изучив проект концепции учебного предмета «Биология», невозможно не заметить, что концепция имеет как ряд положительных моментов, так и моменты, которые могут сказаться негативно на процессе преподавания биологии. Смещение акцентов с научно-образовательного восприятия живой природы на развлекательно-справочный – бесспорно является одной из проблем биологического образования.

Целесообразно отметить, что новый проект концепции уделяет должное внимание отдельным разделам изучения живой природы. Так, например, в разделе «Биология человека» большое внимание уделено проблемам гигиены и оказанию первой помощи пострадавшим.

Стремительно развивающуюся науку необходимо изучать в достаточном объеме, с предоставлением необходимого количества часов. Поскольку преподавание биологии предполагает не только изучение теоретической части, но лабораторно-исследовательской деятельности и практических и экскурсионных занятий,  в 5-11 классах на преподавание учебного   предмета «Биология» должно отводиться не менее двух часов в неделю.

Сомнение вызывает переход в концепции от концентрической программы преподавания к линейной, результатом чего могут быть пробелы в изучении учебного курса «Биология» теми учащимися, которые завершают свое обучение на второй ступени образования.

Хотелось бы, чтобы концепция была более подробна и подкреплена  конкретными рекомендациями, в том числе и в вопросах межпредметной интеграции. Практико-ориентированный подход в преподавании, опора на знания и  жизненный опыт учащихся, система лабораторных работ исследовательского характера, да еще и по 2 часа в неделю сделают предмет "Биология"  наконец-то, естественнонаучным предметом. 

Составили: учителя биологии Ошроева З.А., Гемуева К.А.

Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс