Важным элементом системы образования, обеспечивающим реализацию потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, является дополнительное образование.
Дополнительное образование детей способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Оно способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению учащихся.
По данным на 1 января 2016 г., в республике функционируют 32 образовательных организаций дополнительного образования детей различной направленности (5 - государственные, 27 - муниципальные), в которых работают 2133 объединения, охватывающие своей деятельностью 34935 детей и подростков.
Учитывая интеграционный и межведомственный характер дополнительного образования детей (образование, культура, спорт), охват детей программами дополнительного образования на 1 ноября 2015 года составляет 105334 ребенка в возрасте от 5 до 18 лет (до 17 лет включительно) (73997 человек организаций дополнительного образования + 31337 сами школы) - 63,4% (по России - 49,1%).
В качестве положительных тенденций в системе дополнительного образования детей можно отметить следующие:
обновляется содержание дополнительного образования;
осуществляется интеграция организаций общего и дополнительного образования детей;
создаются условия для развития дополнительного образования на базе общеобразовательных организаций;
совершенствуется программно-методическое обеспечение.
По направлениям деятельности организации дополнительного образования детей распределены следующим образом:
спортивные школы - 6; технического творчества - 5; многопрофильные организации - 17; эколого-биологические - 3; другие - 1.
Доступность дополнительного образования детей обеспечивается его бесплатностью и приближением образовательных услуг к месту учебы учащихся. На базе школ данными организациями открыты 963 объединения с охватом 15943 учащихся, самими школами за счет собственных средств открыты кружки, творческие объединения, спортивные секции, в которых занимаются 31337 учащихся по различным направлениям.
В организациях дополнительного образования детей функционируют 15 танцевальных коллективов, 4 инструментальных ансамбля, 4 вокальных студии, 2 театра моды.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта. Результативность этой работы определяется системным подходом к ее организации.
В системе образования Кабардино-Балкарской Республики достигнуты определенные результаты по работе с одаренными детьми как в интеллектуально-творческом направлении, так и в области художественного творчества и спорта.
В республике накоплен позитивный опыт проведения мероприятий, способствующих выявлению и поддержке одаренных детей.
В октябре 2018 года распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики утверждена КОНЦЕПЦИЯ создания и развития в Кабардино-Балкарской Республике Центра выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".